«Научно-методический центр современного образования» в г. Краснодаре предлагает ряд программ повышения квалификации и дополнительной профессиональной переподготовки для педагогических работников образовательных учреждений. О важности качественного образования учителей и специфике обучения детей с ограниченными возможностями мы поговорили с Бороздиной Тамарой Алексеевной, руководителем центра.
– Ваш учебный центр был основан в 2015 году. Расскажите, как появилась идея его создания?
Тамара : В 1991 году я поступила в МГПОИ им. М.А. Шолохова по направлению дефектология, специализация олигофренопедагогика. На момент моего выпуска в 1993 году Краснодарском крае было всего 5 педагогов с этой квалификацией.27 лет я проработала в коррекционной школе в качестве воспитателя, пионервожатой, учителя-логопеда, учителя русского языка и литературы и 18 лет в качестве заместителя директора по воспитательной работе.С 2005 по 2007 учебный год был реализован инновационный проект «Художественное творчество в социуме ребенка с ограниченными возможностями здоровья», по этой актуально-значимой теме была защищена диссертация. И с 2007 года в качестве доцента кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии я была приглашена в краевой институт дополнительного профессионального образования. Проработав в институте 8 лет, решилась на открытие частного образовательного центра.
– А почему решили создать что-то свое?Тамара : Начиная с 2014 года, актуальной в коррекционной педагогике стала тема аутизма. Работая в государственном образовательном учреждении пригласить из Москвы ученых – практиков не было финансовой возможности, а специалистов в этой области в Краснодарском крае практически не было. Я решила найти возможность помогать родителям и педагогам, воспитывающим детей с РАС (здесь и далее, РАС – расстройство аутистического спектра, прим. ред.), и открыла свой образовательный центр. Было сложно, так как все пришлось организовывать самой, но я справилась.
– Кого из педагогов пригласили?Тамара :Открытие частного центра позволило пригласить из Москвы ученых практиков, авторов книги «Аутичный ребенок. Пути помощи» сотрудников ФГБНУ Института коррекционной педагогики РАО г. Москвы кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника, Либлинг Марию Михайловну; доктора психологических наук, главного научного сотрудника ФГБНУ Института коррекционной педагогики РАО г. Москвы. Баенскую Елену Ростиславовну. В течение 3 лет, передовые ученые–практики проводили для педагогических работников Краснодарского края курсы повышения квалификации, семинары, консультации для родителей и педагогов, воспитывающих детей с РАС.Дополнительная профессиональная переподготовка объемом 1500 часов, квалификация учитель–дефектолог (сурдопедагог) проводилась с участием ученого-практика Марины Васильевны Жигоревой, доктора педагогических наук, профессора, кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики МПГОУ г. Москвы в ГБОУ № 2 г. Ейска.Это меня, конечно, воодушевляло. Пусть 200-300 человек посетили наши курсы, но им в руки дали методику обучения чтению аутичных детей, методику совместного сюжетного рисования, методику обучения глухих и слабослышащих детей.Все полученные средства уходили на оплату преподавателей, на проезд, на жилье, ни копейки не оставалось на центр. Но мы всё равно были рады тому, что смогли привлечь ведущих ученых нашей страны.
– В вашем центре обучаются только педагоги-дефектологи?Тамара : Не только. В нашем центре проводятся курсы повышения квалификации для педагогических работников образовательных организаций всех типов: общеобразовательных и коррекционных школ, центров дополнительного образования детей и взрослых, специалистов детских юношеских спортивных школ, детских школ искусства и детских музыкальных школ, дошкольных образовательных учреждений, преподавателей среднего профессионального образования.Дополнительная профессиональная переподготовка объемом 1500 часов проводится по направлениям: дефектологии: логопедия, олигофренопедагогиика, сурдопедагогика; объемом 550 часов – по направлениям «Менеджмент в образовании», «Менеджмент в области физической культуры и спорта», «Дошкольное образование», «Образование и педагогика», «Тьютор».
– А если нет образования педагога, можно учиться в вашем центре?Тамара: Для слушателей, не имеющих педагогического образования, но желающих работать в этой области, действует программа профессиональной переподготовки «Образование и педагогика». Но эта категория слушателей должна иметь среднее профессиональное или высшее образование. По этой программе могут обучаться студенты любых образовательных учреждений (средних и высших профессиональных), но диплом получают после окончания учебного заведения и предоставления диплома об образовании.
– У вас достаточно серьезные программы. Ваши курсы в основном очные или дистанционные тоже есть?Тамара: Мы всегда в конструктивном диалоге с образовательными учреждениями и стараемся предлагать комбинированную форму обучения: очно-дистанционную или очно-заочно-дистанционную, так как на первом месте должно быть качество.Достаточно большое количество педагогических работников проходят курсы повышения квалификации в дистанционном режиме: для многих наших слушателей актуально именно дистанционное обучение, так как это дешевле и удобнее. Мы четко и своевременно контролируем выполнение заданий в дистанционном формате. Например, в каждом курсе 5 модулей, если задание по одному модулю не выполнено, слушатель переводится в следующую группу и заново выполняет все задания. Материал по каждому курсу своевременно обновляется.
– Какое обучение более эффективно, на ваш взгляд, очное или дистанционное?Тамара: Здесь нельзя однозначно сказать. С очной формой, конечно, ничто не может сравниться, потому что это живое слово преподавателя, живое общение. Но всегда можно какую-то часть материала великолепно пройти в заочном с использованием дистанционных технологий или дистанционном формате.Часто слушатели сейчас выбирают самые дешёвые и удобные формы обучения, но эффективность дистанционного формата зависит, прежде всего, от качества содержательной части, и от того, кто придет учиться. Если это учитель с хорошим фундаментом, с отличным владением предметной областью, для него, конечно, подойдет дистанционный формат. В остальных случаях лучше очно-дистанционная форма обучения.
– Насколько я понимаю, вы за качественное образование и за тщательный отбор преподавательского состава. А какие еще преимущества есть у вашего учебного центра?Тамара: Преимущество нашего центра – это, прежде всего, профессорско-преподавательский состав. В нашем центре практически все преподаватели с учеными степенями. Привлекаемые лекторы – ученые-практики России, лучшие педагоги края. Для них это не профессия, а призвание.Еще одно преимущество заключается в том, что у центра гибкие возможности. В государственном институте, курс может начаться тогда, когда наберется группа. У нас же организована дистанционная площадка, где курс может проходить даже один человек. Конечно, это нагрузка на центр, но, мы работаем индивидуально с каждым.Для нас важно качество, а не количество слушателей и количество заработанных денег. Денег всегда недостаточно, но это не самое главное!
– Вы собираете обратную связь от слушателей?Тамара: Мы всегда просим обратную связь, просим заполнить анкету по окончании обучения. Это позволяет нам делать нашу работу лучше, совершенствовать программы. Для нас очень важно понимать, чего хочет слушатель, какие темы для него актуальны. На сайте есть страница «отзывов».
– У вас много учебных программ, какие направления обучения вы считаете наиболее перспективными?Тамара: Перспективным направлением я считаю дефектологию. Потому что мы видим ситуацию, когда инклюзия пришла в школу. Дети с ограниченными возможностями здоровья все чаще попадают в общеобразовательные классы, поэтому учителей общеобразовательных школ необходимо обучать работе с такими детьми. Это для нас, конечно, приоритет. Для общеобразовательных школ есть все необходимые направления, их уже более 60.Что касается новых специализаций, я считаю, что лучше меньше, но качественнее. Тем не менее, мы развиваемся. Не так давно у нас появились направления «Менеджмент в образовании», «Менеджмент в области физической культуры и спорта» для директоров и заместителей директоров школ. Для слушателей, не имеющих педагогического образования, открыта дополнительная профессиональная переподготовка по направлениям «Образование и педагогика».Для педагогических работников открыты направления «Дошкольное образование», «Тьютор». Для заместителей директоров открыта переподготовка «Организация финансово-экономической деятельности в образовательном учреждении».
– Появились ли новые курсы в связи с пандемией?Тамара: Да, в условиях пандемии открыт курс дополнительной профессиональной переподготовки для заместителей директоров объемом 520 часов «Деятельность заместителя руководителя образовательных учреждений по созданию условий и реализации общеобразовательных программ, дополнительных общеобразовательных образовательных программ с применением электронного обучения и ДОТ» (здесь и далее, ДОТ – дистанционные образовательные технологии, прим. ред.). По этой теме открыт курс повышения квалификации объемом 144 часа.