Роснко

Тренды развития некоммерческого сектора в России

Новости
Доклад президента Общенационального союза некоммерческих организаций и Российской муниципальной академии А.А. АЙГИСТОВА на II Форуме НКО Юга России. Скачать презентацию Александра Анатольевича можно здесь.

Первый Форум НКО Юга России в Дагестане продемонстрировал историческую общность и идентичность созидателей нового будущего российского государства, единство тружеников некоммерческого сектора.

Научные, практические и философские дискуссии, которые происходили на протяжении трёх дней Первого Форума здесь в Каспийске, Махачкале и Дербенте, помогли нам для определения места НКО в Дагестане, на Северном Кавказе, в современной России, а также определили основной вектор для конструирования нашего общероссийского пути.
Много раз мы пытались на наших собраниях сформулировать новую, всеобъединяющую государственную идею, предлагали смыслы, как мы в некоммерческом секторе их понимаем, государственной идеологии интегративного общества и ее институтов, надеясь, что это и даст нашему народу новый необходимый импульс к созиданию, как это было во все времена…

Сейчас для россиян время, пожалуй, особенно сложное. Но так уж повелось, когда тяжело – именно некоммерческий сектор безропотно дополняет, а иногда и заменяет институты власти и бизнеса. Социально ориентированные НКО сегодня становятся сильнейшим мотиватором для эволюционных изменений в мышлении людей, принимающих ответственные решения для государства.

Именно некоммерческий сектор должен представить сегодня нашему обществу высокий и качественный уровень в оказании социальных услуг, проведении социально важных мероприятий, поставке социальных товаров, решении поставленных государством задач в различных сферах.

В силу сложных социально-экономических условий сопряженность деятельности НКО с государственным управлением остаётся ключевой. Формы и механизмы взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти и местного самоуправления представлены в федеральных и региональных правовых актах: законах, государственных программах, планах мероприятий. Однако, во многих регионах стратегии развития некоммерческого сектора или их разновидности, а также программы поддержки СО НКО отсутствуют.

В некоторых регионах такие программы утверждены, но они имеют ограниченный срок действия и не определяют стратегию развития некоммерческого сектора, которая, безусловно необходима каждому региону, всему государству.

Благодаря такой стратегии, сегодня мы бы озвучивали другие, более высокие результаты.
Итак:

За 2019 год вклад российских НКО в ВВП страны 0,9%, тогда как наши соседи из Казахстана приближаются к 5%, в Восточной Европе это 7-8 %, в отдельных странах Западной Европы 9-10%, в США более 10-11%.

По данным реестра Министерства юстиции РФ, в России всего зарегистрирована 146.481 социально ориентированная организация. Республика Дагестан – 2.173 НКО.
По сведениям региональных общественных палат, количество работающих, «активных НКО» не превышает 15–20% от их общего числа, то есть примерно 25.000.

По государственной статистике, российские НКО, не являясь самыми активным участниками экономической деятельности, уже сейчас предстают наиболее значимыми:
  • в сфере детских и молодёжных инициатив (более 7000),
  • в сфере здравоохранения (более 13000),
  • в культурной сфере и сфере межнационального сотрудничества и сохранения традиций (более 22000),
  • в сфере благотворительности (более 25000), образовательной сфере (более 28000),
  • в области духовно-нравственного и патриотического воспитания (около 30000),
  • в сфере здорового образа жизни, физкультуры и спорта (более 29 000),
  • в сфере социальной поддержки и защиты граждан (более 35000).

За счет общего увеличения господдержки и, безусловно, за счет возможности предоставления социальных услуг населению в 2019 году на счета НКО поступило финансовых средств и иного имущества на сумму 862.687.841.000 рублей.
Республика Дагестан – 2.593.386.000 рублей.

Федеральная сумма на четверть больше, чем четыре года назад. Динамика положительная! Из них (основное): 
  • поступления из федерального бюджета 56.426.000.000, 6,5%
  • гранты от НКО, участвующих в развитии институтов гражданского общества (предоставленные за счет субсидий из федерального бюджета) 5.698.000.000, 0,6%
  • поступления из бюджетов субъектов Российской Федерации 43.871.000.000, 5,1%
  • поступления из муниципальных (местных) бюджетов 9.203.000.000, 1,1%
  • поступления из бюджетов государственных внебюджетных фондов 6.883.000.000, 0,8%
  • поступления (включая пожертвования), гранты от российских физических лиц 122.262.000.000, 14,2%
  • поступления (включая пожертвования), гранты от российских НКО, не участвующих в развитии институтов гражданского общества 69.615.000.000, 8,1%
  • поступления (включая пожертвования) от российских коммерческих организаций 159.257.000.000, 18,5%
  • поступления от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций 19.619.000, 2,3%
  • поступления от иностранных граждан и лиц без гражданства 4.015.000.000, 0,5%
  • доход от целевого капитала 2.793.000.000, 0,3%
  • доходы (выручка) от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (кроме доходов от целевого капитала) 294.402.000.000 34,1

Использование денежных средств и иного имущества социально ориентированных некоммерческих организаций за 2019 год, текущие расходы – 722.364.000.000, из них

  • оплата труда и страховые взносы на обязательное социально страхование 236.037.000.000
  • налоги и иные платежи в бюджет 18.315.000.000
  • предоставление пожертвований, грантов некоммерческим организациям и физическим лицам – всего 121.164.000.000,
  • из них физическим лицам 27.791.000.000
  • из них в натуральной форме 7.763.000.000
  • текущие расходы на содержание и обслуживание организации 165.828.000.000
  • расходы на приобретение основных средств, земельных участков, строительств и реконструкцию зданий, строений, сооружений 48.128.000.000
  • осталось на счетах организаций 140.323.841.000

Общее количество НКО, имеющих нежилое помещение в собственности – 7.849.  Республика Дагестан – 980, это самый высокий показатель в Российской Федерации.

Сокращаются помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаваемые СО НКО в льготную или безвозмездную аренду. Всё больше арендуется нежилого фонда, находящегося в частной или иной собственности:
  • аренда нежилого помещения (здания), находящегося в государственной или муниципальной собственности 9.271
  • аренда нежилого помещения (здания), находящегося в частной или иной собственности 17.207
  • безвозмездное пользование нежилым помещением (зданием), находящимся в государственной или муниципальной собственности 19.211
  • безвозмездное пользование нежилым помещением (зданием), находящимся в частной или иной собственности 13.366

При этом 4.428 организаций зарегистрированы в квартирах, а 75.600 НКО вообще не имеют никаких площадей (половина всех организаций).

Средняя численность работников в НКО – 589.770 человек (пять лет назад – более 1.100.000 человек, динамика отрицательная), Республика Дагестан – 8.262 человека.

Причины снижения: повлияла общая экономическая ситуация в стране, продолжающийся кризис, но во многом сложившееся положение дел связано с административными барьерами, в т.ч. с отсутствием условий, содействующих обеспечению устойчивого финансово-экономического положения СО НКО.

Средняя численность официальных добровольцев в России – 4.056.745 человек. Республика Дагестан – 82.076 человек.

Количество человек, которым российские НКО оказали социальные услуги – 66.289.000. В том числе в области: 

  • образования 18.277.000
  • здравоохранения 15.632.000
  • культуры и кинематографии 16.748.000
  • спорта 6.951.000
  • социальной политики, включая социальное обслуживание населения 8.681.000
  • получивших юридическую помощь на безвозмездной или льготной основе 2.389.000
  • получивших благотворительную помощь в натуральной форме 7.162.000
  • получивших благотворительную помощь в денежной форме 1.779.000

Вводы и предложения:

Для усиления активностей сегодня нужна система по созданию прочных взаимоотношений между некоммерческими организациями и местным самоуправлением.

Чтобы укреплять свои позиции, добиваться положенных по 7ФЗ «Об НКО» финансовой, имущественной, информационной, образовательной и административной поддержки, некоммерческие организации должны активно создавать саморегулируемые институты по защите своих интересов на муниципальном, региональном, межрегиональном и федеральном уровнях.


Необходимо продолжить объединение не только по географическому признаку, но и по сферам деятельности, по типам благополучателей.

В мартовском 2018 г. Послании Федеральному Собранию РФ и в майском Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президент России Владимир Владимирович Путин подчеркнул необходимость принятия мер, направленных на укрепление местного самоуправления. Именно эта тематика напрямую связана с деятельностью НКО на территориях.

Президент России отметил необходимость создания современной среды для жизни, развитие городов и сельских территорий, а также решений, которые способны вывести на новый уровень эффективность государственного и муниципального управления. Благодаря внедрению этих решений создадутся условия и возможности для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.

А чтобы достичь этих результатов, необходимо создание «понятной, удобной и комфортной системы взаимодействия между государством и обществом, между государством и гражданином».

Именно с этих позиций и нам следует рассматривать направления дальнейшего развития как местного самоуправления, так и некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации и гражданские активисты, выражающие мнение больших и малых групп населения. Они делают нужные и полезные дела во благо общества и государства. У них немало конструктивных идей, предложений, и главное – есть желание воплотить их в жизнь.

Очень важно, чтобы со стороны власти было такое же встречное желание услышать, понять предложения инициативных граждан или инициативных групп.

Лучшие негосударственные проявления общественной жизни граждан зарождаются и реализуются именно в местных сообществах, образующих основной базис гражданского общества.

Востребованность новых подходов взаимодействия власти и общества, предлагаемых некоммерческими организациями России, возрастает с каждым годом.

Эффективным институтом гражданского участия жителей в решении вопросов местного значения могут стать, муниципальные общественные палаты, создаваемые в инициативном порядке, как некоммерческие организации, из представителей гражданских активистов и населения по Законам 7ФЗ «Об НКО» и 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

При Общенациональном союзе некоммерческих организаций 12 июня 2019 года создана и успешно работает Федерация муниципальных общественных палат России, созданных по принципу реального лидерства, а не по принципу назначенных активистов!

В соответствии с пожеланиями Президента России на уровне Российской Федерации и субъектов РФ нужно создать сеть центров для взаимодействия институтов гражданского общества с органами муниципальной власти. Они могут быть как на базе ресурсных центров, так и на базе представительств общероссийских некоммерческих структур, а также самостоятельными подразделениями.

Общенациональный союз некоммерческих организаций, объединяющий шеститысячную армию российских НКО, включая Федерацию муниципальных общественных палат России и все региональные подразделения Российской муниципальной академии, уже предоставил для этого свою консолидированную площадку для объединения всех непартийных прогрессивных структур, подключив Общенациональную ассоциацию территориального общественного самоуправления, неформализованные земские сходы, группы территориальных активистов, отдельных граждан и многие ресурсные общественно-муниципальные структуры, взаимодействующие с властью на местах.

Хочу также напомнить, что в 2018 году на одном из Съездов НКО России делегаты инициировали создание в стране Федерального Народного Совета (FedNarSovet.ru), негосударственной непартийной общественной структуры, объединяющей прогрессивные некоммерческие силы и граждан, базирующегося на идеях пяти «С»: свободы, созидания, солидарности, справедливости и самоуправления. Совет должен обобщить стратегическое экспертное видение развития различных отраслей экономики нашей страны с точки зрения её среднестатистического жителя и трансформировать в конкретные прикладные действия и проекты на территориях.

Федеральный Народный Совет — широкая и открытая коалиция общественных объединений, движений и сообществ активных граждан, прежде всего местных сообществ, призванная через свою организацию, через просвещение и благотворительность, воплощать в нашу жизнь согласованные смыслы, ценности и цели национального развития в соработничестве с большинством народа.

Делегаты наших съездов и региональных форумов разных лет давно говорили о необходимости создания устойчивой инфраструктуры воздействия, которая до сих пор отсутствует во всех нынешних политических институтах, чтобы мнение простого человека, обобщенное аналитическими инструментами и обработанное научным сообществом, напрямую воздействовало на его среду обитания.

В процессе организационных действий мы уже провели многочисленные консультации с органами государственной власти и местного самоуправления, территориальными ассоциациями и различными местными сообществами.

4 декабря 2020 года в Москве в Шереметьевском парке-отеле Управления делами Президента России состоится координационное совещание Федерального народного совета, на котором мы вместе с выдающимися деятелями российского государства обсудим проект Декларации ФНС, пошаговый план работы и уникальный механизм его деятельности.

Уважаемые коллеги!

Все мы очень разные. И у нас имеются, конечно, некоторые споры друг с другом, внутри сообществ, а также несогласие в каких-то вопросах с властью, с бизнесом. Мы видим несовершенство нормативно-правовой базы, несправедливость в отношении к самим себе, видим ошибки у других и не замечаем своих… 

Но ведь работаем же и показываем, порой, высочайшие результаты. А происходит это, потому что всегда есть то, что нас объединяет. Это – наша великая страна, ее величественная природа, ее ресурсы, вся наша история, многонациональное культурное наследие и духовно-нравственные идеалы – это и есть основа нашего единства.

Это видение более совершенного общества, о котором мы все мечтаем, которое справедливо, сострадательно и милосердно. И, конечно же, все мы для этого трудимся и поэтому поистине счастливы в некоммерческом секторе!