Роснко

Как учителя травмируют детей и что с этим делать?

НКО Союза
По статистике больше половины школьников сталкиваются с психологическим, физическим или сексуальным насилием в образовательном учреждении, при этом каждый пятый ученик заявляет об агрессии со стороны учителей. В 2019 году в России было зарегистрировано 15 тысяч преступлений против несовершеннолетних. Но это только выявленные случаи: шведские исследования показывают, что треть детей ни к кому не обратятся за помощью, половина поделится только с друзьями и только малая часть пострадавших готова обсуждать это с психологом.

Несмотря на ужасающую статистику, в российском обществе не принято говорить о насилии в школе: это стыдная и неприятная тема. Непонятно, как вести себя тем, кто оказался непосредственным участником такого конфликта. У детей, родителей и учителей множество вопросов о видах психологического насилия, защите ребенка и действиях, если такое преступление было совершено. На эти вопросы ответит проект “шалаш.дети” благотворительного фонда “Шалаш”.

Благотворительный фонд “Шалаш” организован социальным психологом и педагогом Лилей Брайнис при поддержке проекта «Арзамас» и Анастасии Чухрай. Фонд с 2016 года работает с приемными детьми, родителями и учителям, помогая решать проблемы агрессивного поведения в семьях и школах.

Миссия “Шалаша”: “Мы работаем с трудностями поведения: помогаем детям, родителям и учителям справляться с детской агрессией, воровством и нежеланием следовать правилам. Наша цель – предотвратить серьезные негативные последствия для детей с трудностями поведения, и помочь с ним справиться на ранних стадиях с помощью развития учебных и социальных навыков. Мы верим, что проблема трудного поведения решаема.”

Информационный проект “шалаш.дети” направлен на просвещение в области школьного насилия, распространение социально важной информации и поддержку людей, которые в той или иной роли оказались в этом конфликте. На сайте проекта размещена полезная информация, которая поможет ответить на следующие вопросы:

  • Какие виды насилия существуют?
  • Какие “тактики” применяют взрослые, чтобы усыпить бдительность ребенка?
  • Как понять, что ребенок стал жертвой насилия и как правильно об этом говорить?
  • Как защитить ребенка и предупредить травмирующие ситуации?

На странице проекта также стоит прочитать материалы для родителей, детей и учителей. Мамам и папам разъясняется необходимость открытых и честных разговоров с детьми, в том числе на взрослые темы: такие диалоги сближают семью и предотвращают неприятные ситуации. Ребятам рассказывают о правах, здоровых отношениях в школе и поведении, которое считается недопустимым для преподавателя. Для образовательных учреждений не только по проведению профилактических мер, но и инструкция для экстренных ситуаций, если конфликт случился. После каждого блока советов и подсказок идёт комментарий юриста, который поможет правильно выбрать стратегию поведения.

Организаторы проекта разместили на странице информационного проекта списки организаций, которые непосредственно помогают в кризисных ситуациях и профильно занимаются проблемой насильственного поведения. Смело обращайтесь туда за консультациями или экстренной помощью, если акт насилия совершен.

Также задумайтесь о получении консультации, если чувствуете, что сами причиняли страдания как специально, так и подсознательно. И речь идет не только о самых жестоких видах насилия: учителя часто не замечают, как их слова или саркастические шутки ранят детские сердца.

Проект “шалаш.дети” распространяет важную социальную информацию, которая поможет учителям сделать школы безопасными для детей, самих детей и подростков психологически здоровыми, а родителей готовыми правильно с ними общаться.