Роснко

Интересны ли НКО медиа?

Интересны ли некоммерческие организации медиа? Какое место занял третий сектор в информационном поле во время пандемии? Кто и как пишет об НКО? На все эти вопросы отвечает медиаисследование «Деятельность негосударственных НКО в период пандемии в России. Отражение в СМИ».

Исследовательская группа «ЦИРКОН» ー это независимая частная исследовательская компания, профильной деятельностью которой являются социологические и маркетинговые исследования, информационно-аналитическое обслуживание и управленческое консультирование.

В начале осени организация провела медиаисследование «Деятельность негосударственных НКО в период пандемии в России. Отражение в СМИ» по заказу Агентства социальной информации. Результаты появились в конце октября. На вебинаре от АСИ и Центра «Благосфера», которая называлась «ЗаЧем будущее социальной журналистики», представители Циркона представили краткие результаты своей работы. На их сайте уже опубликована полная аналитика первичных результатов, из которой уже можно делать некоторые выводы. В будущем исследовательская группа опубликует все итоги в тематической таблице.

Исследователи действовали методом контент-анализа. Были проанализированы 1535 новостей в период с 1 марта по 30 июня, которые упоминали о деятельности некоммерческих организаций. Нужно отметить, что в исследовании участвовали средства массовой информации в сообщении которых тема благотворительной деятельности была центральной. В выборке были представлены все типы и уровни СМИ.

Результаты:

  • Исследования показали, что федеральные СМИ сыграли не такую важную роль в распространении новостей третьего сектора как региональные ─ всего 32%.
  • О благотворительности в основном писали Интернет-СМИ ー 79% сообщений. На втором месте информагентства ─ 14% сообщений. В газетах, тв и радио размещено значительное количество таких новостей.
  • Какие СМИ писали об НКО в период первой волны: почти 80% проанализированных сообщений тиражировались в городских, областных и краевых порталах и общеполитических средствах массовой информации. Издания, специализирующиеся на НКО, писали о благотворительности в 6% случаев.
  • В каких регионах новости третьего сектора появлялись чаще всего: лидерами в этом рейтинге стали: Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург. В них было зафиксировано более 50 сообщений.
  • Крупнейшие не специализированные поставщики социальной информации в период первой волны пандемии: Комсомольская правда, РИА-новости, MK.RU, ТАСС, Такие дела, Аргументы и Факты, Филантроп, Добро 24.
  • В основном информационным поводом для написания новости были мероприятия (акции, флешмобы, сборы) ─ 56%, на втором месте отчёты о деятельности некоммерческих организаций ─ 23%. Далее идут публичные взаимодействия представителей третьего сектора со СМИ: интервью, пресс-релизы, заявления от организации, репортажи с места событий. О законодательной деятельности писали в 6% случаев.
  • Центральная тема в 47% процентах новостей ─ помощь нуждающимся. Об участии бизнеса в благотворительности и коллаборациях писали в 18% новостей. Следующими по популярности оказались темы, касающиеся специализированных сервисов взаимопомощи, участия селебрити в жизни НКО и мерах поддержки от государства в период пандемии.
  • Как оценивают деятельность некоммерческих организаций: в большинстве материалов не давалось оценочных суждений. Треть новостей имела положительную окраску, а негативную только 1%. Стоит отметить, что сообщения с отрицательной оценкой напрямую не касалось данного сектора. Кто оценивал деятельность НКО? В половине случаев оценку давал сам журналист, а в одном из пяти случаев представитель НКО. Также комментарии давали представители государственных органов ─ 15%, благополучатели ─ 9% и волонтёры ─ 3%.

Исследователи пришли к выводу, что «в период пандемии сектор выступал в медиа преимущественно в роли «помощника», остальные сферы некоммерческой деятельности отошли на второй план». Еще одно интересное наблюдение по итогам анализа инфополя некоммерческих организаций ー в основном новости рассказывают о благотворительной деятельности со стороны наблюдателя, в то время как от самих НКО не хватает активных действия по самопродвижению.

На вебинаре «ЗаЧем будущее социальной журналистики», на которой были представлены результаты исследования, присутствовал Игорь Задорин, организатор и руководитель Исследовательской группы «ЦИРКОН». Он упомянул, что НКО до сих пор не слишком интересны федеральным СМИ, так как представляются как деятели на локальных территориях. Именно поэтому 80% проанализированных сообщений тиражировались в местных средствах массовой информации. Однако положительной тенденцией является то, что свои проекты организации позиционируют как самостоятельные, действующие без помощи бизнеса или государства. Также по поводу освещения деятельности НКО в период пандемии на вебинаре высказались и другие профессионалы в области медиа. Например Юлия Грозовская, директор по связям с общественностью Благотворительного фонда Владимира Потанина, отметила, что НКО не интересны медиа пространству в связи с небольшой «кликабельностью» публикуемых материалов. Выходом из этой ситуации эксперт видит создание собственных каналов распространение информации от организаций, чтобы они сами рассказывали о себе новости.

С полным отчетом об исследовании можно ознакомиться на сайте группы «ЦИРКОН».