Роснко

Учитель – это прежде всего призвание

НКО Союза Голос Социального Сектора

Представляем Вам вторую часть интервью с с руководителем «Научно-методического центра современного образования», Бороздиной Тамарой Алексеевной. 

– Ваш центр занимается чем-то еще, кроме обучения педагогов?

Тамара : Центр осуществляет рецензирование программ, учебно-методических и дидактических пособий, консультирование на бесплатной основе.

Главная наша цель – это качественно обучать педагогических работников и своевременно на бесплатной основе оказывать методическую помощь. Для любого государства – дети – его будущее. И какой педагог сегодня придет к детям, способен ли он принять и понять ребенка, донести и вооружить ребенка знаниями, сформировать умения и навыки?! Качество преподавания – важнейшая задача и проблема современного образования.

– То есть вы считаете, что от педагога психологическое состояние ребенка зависит не меньше, чем от родителей?

Тамара: Несомненно! Всем известно, что сегодня в 1 класс поступает большая часть деток с различными соматическими заболеваниями, а вследствие этого у ребенка повышена утомляемость, внимание неустойчиво, ему сложно сидеть 45 минут практически не двигаясь. Чтобы удержать и сконцентрировать внимание ребенка, учитель чаще должен менять виды деятельности, своевременно проводить валеологические минутки и гимнастику для глаз. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого ребенка и своевременно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.

К сожалению, на практике зачастую все эти важные моменты в структуре урока отсутствуют. Возможно ли кричать на ребенка в первом, да в любом классе?! А это частая практика, когда вместо создания ситуации поддержки, успеха учитель просто «орет» на ребенка, который не может психологически защититься, и дети потихоньку начинают ненавидеть школу, учителя. А ведь учащиеся младших классов относятся к одноклассникам так как к ним относится учитель. Что же делать!? Государство все-таки должно поставить учителя на ту высоту, которую он заслуживает: повысить нищенскую зарплату, освободить от ненужных отчетов и мониторингов. А пока только много говорится и обещается.

Психологическое здоровье школьников требует немедленного внимания не только со стороны педагогов и родителей, но и медиков, и чиновников, как региональных министерств, так и Министерства просвещения. Дети – будущее страны, они заслуживают достойных настоящих УЧИТЕЛЕЙ.

Я всегда родителям советую, если у ребенка проблемы, если он замкнулся, если у него плохие оценки и ребенок не хочет идти в школу, идите на урок к учителю. Учитель должен знать ребёнка, знать его потенциальные возможности, должен поддерживать ребенка, помочь ему усвоить необходимые знания в предметной области. Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов, щадящего и охранительного режимов – неотъемлемое требование. Я всегда пытаюсь донести это до учителей общеобразовательных школ на занятиях в нашем центре.

– Каким должен быть идеальный педагог, на ваш взгляд?

Тамара : Быть сегодня идеальным педагогом? В современных условиях сложно следовать идеалу. Учитель сегодня настолько загружен, ощущение того, что скоро педагоги станут роботами, меня не покидает со времен, когда экзамены заменили на ЕГЭ. С сентября месяца министерствами уже начинают проводиться совещания по подготовке к ЕГЭ, а с ноября пробные контрольные работы. Еще не научили – начало года, а уже проверяем.

На эту тему очень долго можно философствовать: учителя работают на две три ставки, получая мизерную зарплату. Уверена, что в российских школах много талантливых, преданных этому великому делу педагогов. Профессия учителя и врача – это две великие, ни с чем несравнимые профессии. Государство должно поднять престиж этих профессий. Иной раз мне приходит мысль, что в наших школах не «здоровьесберегающие», а «здоровьеугнетающие» технологии. Миссия учителя – вложить в ребенка не только знание, но и помочь стать личностью, достойной уважения. Ведь из школы дети уходят жизнь.

– Да, это сложно, быть хорошим учителем…

Тамара: Важно, чтобы учителя понимали, что к ним пришёл ребёнок. И прежде чем его научить, его нужно понять и принять!!!!

Учителю не только нужно знать материал предметной области, но и уметь преподнести, доступно объяснить и закрепить новый материал. А потом уже –домашнее задание. А какие сейчас домашние задания по объему и содержанию, уму непостижимо! Почему сейчас столько репетиторов? Почему дети не понимают материал, и родителям приходится столько помогать детям? Потому что структура урока отрабатывается следующим образом: 5-7 минут объяснил тему, а потом дал одно задание, и делай, понял, не понял – выполняй. А если не понял, это проблемы ребенка.

Сегодня у учителей общеобразовательных школ очень сложная ситуация. В условиях инклюзивной практики в класс могут посадить и умственно отсталого, и аутичного ребенка, и ребенка с ЗПР (здесь и далее, ЗПР – задержка психического развития, прим. ред.) и плюс 25-30 детей нормы. Это не инклюзия, а стихийная интеграция, и страдают все участники образовательного процесса. А учитель не имеет дефектологического образования. Страшно представить, к чему это приведет.

– Дети с задержкой развития в обычном классе? Почему так происходит?

Тамара : В 2010 году Методический совет Краснодарского края определил: в обычный класс можно включить ребенка с нарушением зрения, с нарушением слуха или с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но с нормальным интеллектом. Вот это была инклюзия. А сегодня – это псевдоинклюзия, то есть «стихийная интеграция».
Проблема в том, что на определенном этапе развития законодательства в образовании родителям разрешили выбирать своему ребенку любое образовательное учреждение, а образовательный маршрут сейчас прописывает психолого-педагогическая комиссия. Раньше она называлась психолого-медико-педагогическая комиссия, и в ее состав входили педиатр, невропатолог, психиатр, специальный психолог, учитель-дефектолог, логопед, которые, проводя собеседование, могли определить какой дефект у ребенка и определить образовательное учреждение.

Сегодня медики выведены из комиссии, установленный клинический диагноз нельзя озвучивать, прописывается ребенку только образовательный маршрут, а учреждение выбирают родители. Но ведь есть пограничные зоны, например, ЗПР церебрально-органического генеза, граничащий с умственной отсталостью. Психолог этого не может определить. Ситуация очень сложная, тупиковая. Недостаточно специальных коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, а в некоторых муниципальных образованиях нет таких учреждений, и родители вынуждены детей отдавать в общеобразовательные школы.

– А у таких детей есть шанс выровняться и учиться наравне с обычными детьми?

Тамара: Задержка психического развития проявляется в четырех типах генеза: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического. Дети с ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного происхождения в младшем школьном возрасте 1-4 классы, должны обучаться в специальных условиях, в коррекционных классах с количеством учащихся в классе до 12 человек. С ними работает не учитель начальных классов, а учитель-дефектолог (олигофренопедагог). К 5 классу дети с этим диагнозом выравниваются и переводятся в 5 класс общеобразовательной школы.

– В чем основная сложность в обучении детей с задержкой развития?

Тамара: Задержка психического развития у детей выражается в
замедленном темпе психического развития из-за ослабленности нервной системы. Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны особенности, связанные с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью и функциональной недостаточностью ряда высших психических функций.

Это может проявляться, как слабость волевых установок, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, возбудимость, либо, наоборот, вялость и апатичность.

– Можно представить, насколько сложно учителям общеобразовательных школ, которые не умеют работать с такими детьми. А у вас есть курс коррекционной педагогики для учителей общеобразовательных школ?

Тамара: Да, у нас разработан специальный курс повышения квалификации объемом 144 часа по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья для учителей общеобразовательных школ. Но это не выход, с такой категорией обучающихся должны работать учителя-дефектологи, имеющие высшее дефектологическое образование или дополнительную профессиональную переподготовку по направлению «Дефектология» объемом 1500 часов. Зачастую учителя общеобразовательных учреждений не имеют временных возможностей и возможности оплатить это обучение.

– Расскажите о выпускниках, которыми вы гордитесь?

Тамара: Например, сегодня одна из наших учениц, Куанова Замира Ильясовна, учитель-дефектолог Республики Адыгея, заняла первое место в республиканском конкурсе учителей-дефектологов, едет в Москву защищать Республику. Вот такие звездочки у нас есть.

В этом году, весной, когда началась пандемия, мы провели конкурс для педагогов нашего края. Конкурс назывался «Галерея педагогического творчества». У нас было несколько номинаций, скульптура, графика/живопись и декоративно-прикладное творчество. Победители получили возможность пройти курсы повышения квалификации бесплатно. На конкурс прислали много отличных работ! В Краснодарском крае много талантливых педагогов, которыми можно гордиться.

– И последний вопрос, какие еще творческие проекты есть в планах?

Тамара : Мы начали проект «Летопись матери Кубани» к 75-летию победы, но не успели его завершить. Это будет серия роликов на Youtube. Мы ищем через наших студентов информацию о матерях и бабушках, труженицах Кубани. Просим рассказать об их судьбах и ответить на вопрос, в чем эти женщины были великими. В планах найти средства и издать эти истории в виде книги.