Конференция «Экономика некоммерческого сектора» определила новые смыслы предпринимательской деятельности в России

19 Сен
0

10 сентября Общенациональный союз некоммерческих организаций совместно с Московской торгово-промышленной палатой (МТПП) при поддержке комитета Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам муниципальных образований, Российской муниципальной академии и Гильдии устойчивого развития, корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства Московской ТПП, при участии представителей Московской городской Думы, Общественной палаты г. Москвы успешно провел научно-практическую конференцию «Экономика некоммерческого сектора: ключевые параметры развития в новых условиях». Мероприятие осуществлялось за счет средств Гранта Мэра Москвы в рамках реализации проекта «НКО Москвы: экономика развития».

С приветственным словом к участникам Конференции обратились:

Игорь БАБИЧЕВ, руководитель Аппарата Комитета Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления,

Александр КРУТОВ, вице-президент Московской ТПП,

Дмитрий ЮМАЛИН, глава муниципального округа Пресненский г. Москвы.

Мероприятие собрало более 150 участников из Москвы, а также из всех федеральных округов Российской Федерации. Конференция проводилась с акцентом на акселерацию участия СО НКО в решении задач социально-экономического развитии столицы, расширение социального предпринимательства некоммерческого сектора, повышение конкурентоспособности, эффективности и качества социальных услуг, оказываемых населению.

В своем докладе Президент Союза НКО Александр АЙГИСТОВ сделал анализ ситуации в экономике некоммерческого сектора и задал вектор решения проблем, мешающих ее дальнейшему поступательному развитию. Известный общественный деятель начал своё выступление с макроэкономических показателей.

«На сегодняшний день вклад российских НКО в ВВП страны менее одного процента, тогда как наши соседи из Казахстана приближаются к 5%, в Восточной Европе это 8 %, в Западной Европе 9-10%, в США более 10-11%.

Российские социально ориентированные НКО, а их сейчас немногим более 142 тысяч, не являясь пока самыми активными участниками экономической деятельности, предстают наиболее значимыми в культурной сфере (более 15 000), образовательной сфере (более 28 000), в области патриотического воспитания (более 19 000) и здорового образа жизни, физкультуры и спорта (более 30 000), в сфере социальной поддержки и защиты граждан (более 35 000), с сфере благотворительности (26 000). В последнее время все больше организаций включается в политическую повестку дня, и это, конечно, веление времени.

В прошлом году за счет общего увеличения господдержки и, безусловно, за счет возможности предоставления социальных услуг населению, на счета НКО поступило финансовых средств и иного имущества на сумму 849 миллиардов рублей, в позапрошлом году – 832 миллиарда рублей против 687 миллиардов рублей три года назад. Динамика есть. Эта цифра радует. Увеличение примерно на 23%!

При такой динамике давно можно создать государственный или иной банк некоммерческих организаций страны, банк, который выдавал бы банковские гарантии на участие НКО в конкурсах, тендерах, прогарантировал бы финансовое обеспечение таких контрактов, обеспечил НКО другими кредитами, в конце концов, вывел бы на финансовый рынок новые услуги для НКО.

При выдаче грантов и субсидий такой банк гарантировал бы, с одной стороны, собственную устойчивость за счет больших чисел, а с другой – обеспечивал полную прозрачность и движение всех денежных средств в секторе.

Надо отметить, что некоторые количественные показатели развития некоммерческого сектора, согласно статистическим данным Министерства юстиции РФ за последние три года (2016, 2017, 2018 г.), свидетельствуют о постоянном снижении числа штатных работников НКО. Численность в них на начало 2019 года – примерно 630 тысяч, это против почти 1,1 миллиона человек три года назад, сокращение почти на 42 процента!

Конечно, повлияла общая экономическая ситуация в стране, кризис, но во многом сложившееся положение дел связано с административными барьерами, в т.ч.  с отсутствием условий, содействующих обеспечению устойчивого финансово-экономического положения СО НКО. Практически больше половины всех некоммерческих организаций, участвующих в наших опросах, констатировали, что они, чтобы как-то выжить в сложных экономических условиях, осуществляют свою деятельность за счет случайных приработков, пожертвований, мероприятий со сбором средств, за счет привлечения непрофильных внебюджетных источников, или за счет личных средств членов организации», – посетовал Александр АЙГИСТОВ.

На Конференции был проведен анализ действующих экономических бизнес-моделей и практик, обеспечивающих финансово-экономическую стабильность и развитие СО НКО и их публичное обсуждение.

Презентацию 14 международных экономических моделей провел Исполнительный директор Общенационального союза некоммерческих организаций Анатолий ГАНИН.

«При разработке моделей эксперты Союза НКО руководствовались, прежде всего, степенью их применимости в жизнедеятельности обычных некоммерческих организаций. В результате детального анализа экономических процессов в более, чем 400 НКО, Союзом НКО были выделены те, которые создают максимальную добавленную стоимость и, тем самым, являются локомотивом развития социально полезных проектов», – заявил Анатолий ГАНИН.

По словам спикера, каждая из четырнадцати представленных моделей может быть внедрена достаточно быстро практически в любую некоммерческую организацию. Процесс внедрения занимает от месяца до полугода и заключается в совершении 5-7 последовательных четко структурированных действий.

Презентованные экономические модели в ближайшее время будут опубликованы на официальном сайте Общенационального союза некоммерческих организаций www.rosnko.ru. Союз окажет поддержку и содействие внедрению моделей в деятельность НКО, являющихся членами Союза.

Участники Конференции единодушно поддержали презентованные модели, а также обсудили важнейшие аспекты своей деятельности. В частности, было отмечено, что именно отсутствие помещений у НКО создаёт значительные трудности организациям в осуществлении их собственной деятельности и весьма негативно влияет на качество оказываемых ими социальных услуг. Это, пожалуй, основная нерешенная проблема, которая с каждым годом все более обостряется.

Союз НКО предложил на Конференции некоторые механизмы использования простаивающих имущественных комплексов (а таких в Москве и по России огромное множество) для создания равных условий доступа НКО и ГБУ к оказанию социальных услуг населению и проектной деятельности.

Органы власти сейчас предоставляют конкретное помещение конкретной организации, которая ремонтирует его, закупает оборудование, мебель и прочее для свой деятельности. И только потом она приступает к оказанию социальных услуг населению. Всё это, безусловно, создает дополнительную надбавку к себестоимости услуг. Также необходимо учитывать риск того, что после хорошего ремонта НКО «попросят» из этого помещения, расторгнув контракт под тем или иным предлогом. Такие случаи, к сожалению, случаются, юристы Союза НКО часто занимаются этими вопросами.

Союзом НКО предлагается полностью открыть инфраструктуру ГБУ для некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению. Некоммерческие организации получат возможность использования инфраструктуры ГБУ на определенных взаимовыгодных условиях. От НКО – только кадры, методики и рынок потребителей. А оборудование, помещение, доступ, базы клиентов – от государства.

По мнению выступающих, это новый подход, который практически моментально сможет снять барьеры и обеспечить равный доступ НКО к рынку социальных услуг.

Удивила участников Конференции и цифра 72 576. Именно такое количество социально ориентированных НКО, согласно Росстату, вообще не имеют площадей (более половины всех организаций), эта цифра только увеличилась за последнее время.

Ещё в декабре 2012 г., во исполнение статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Правительством РФ было принято постановление №1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», которым были утверждены правила формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе.

Однако большинство регионов до сих пор не приняли собственных ответных актов и распоряжений. С 2013 года в стране должен вестись реестр, где уже находятся НКО, реестр помещений, выставляемых на конкурс для СО НКО и реестр перспективных помещений, которые буду построены, освобождены или переданы в будущем.  Реестры, за которые отвечают региональные органы Росимущества, почти нигде не ведутся или не находятся в публичном поле. А контроль за этой работой должно осуществлять –согласно Постановлению Правительства РФ вот уже в течение семи лет – Минэкономразвития России.

Управление имущества государственной казны Росимущества рассмотрело обращение Союза НКО о предоставлении информации о перечне федерального имущества, которое может быть предоставлено социально-ориентированным некоммерческим организациям во владение (или) в пользование на долгосрочной основе и сообщило, что Росимущество на основании Постановления Правительства РФ №1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» определяет в составе имущества государственной казны Российской Федерации недвижимое имущество, которое может быть предоставлено социально-ориентированным некоммерческим организациям во владения и (или) пользование на долгосрочной основе, и принимает решение о включении такого имущества в специальный Перечень.

Недвижимое имущество в соответствии с письмом руководства Росимущества должно определяться в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Таким образом, до утверждения Минэкономразвития России соответствующих методических рекомендаций, сформировать Перечень не представляется возможным.

На Конференции было озвучено, что в процессе реализации Проекта «Экономика некоммерческого сектора», Союзом НКО в 2019 г. были направлены запросы в различные министерства и ведомства, в том числе и в Росстат с просьбой предоставить сведения о распределении в различных по формам и видам деятельности некоммерческих структурах поступлений денежных средств и иного имущества в разрезе средней численности работников в организации, а также сведения по источникам формирования денежных средств и иного имущества организации. Однако из ответа ведомства следует, что в целях получения репрезентативных данных необходимо специальное обследование, проведение которого в условиях ограниченного финансирования не представляется возможным.

Такие пробелы статистического учета НКО во многом обусловлены тем, что организации некоммерческого сектора пока не исследуются ни по направлениям деятельности,  ни по финансовым показателям, что не позволяет сделать объективные выводы  о реальном положении и динамике развития некоммерческого сектора в целом, о том, какими ресурсами (человеческими и финансовыми) они располагают.

Сложившуюся ситуацию, при которой нет достоверных оценок того, какие финансовые потоки проходят через различные виды СО НКО, нельзя считать приемлемой. Ведь в отсутствии чёткой картины ресурсов некоммерческого сектора затруднена выработка понятных инструментов государственной поддержки и общей стратегии развития некоммерческого сектора как пусть еще небольшого, но реального сектора экономики, который вносит свой вклад в решение социальных задач нашего города и страны.

В связи с этим в ходе проводимых в течение 2018-2019 г.г. в рамках Проекта «Экономика некоммерческого сектора» тематических экспертных сессий, организациями были высказаны предложения о необходимости расширить отчётность НКО в Минюсте, предоставлять в будущем сведения о миссии организации, текущих направлениях деятельности, количестве штатных сотрудников и волонтеров, источниках формирования имущества организации, а также сведения о расходовании денежных средств.

Выступавшие на Конференции руководители московских НКО констатировали, что во числе наиболее сложных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются некоммерческие организации – отсутствие на уровне города Москвы и России в целом единой государственной политики поддержки развития некоммерческого сектора, включающей в себя наличие стратегии и программы действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по поддержке и созданию условий для экономического развития некоммерческого сектора в целом и некоммерческих организаций в частности.

Только 27,47 % опрошенных в рамках Проекта «Экономика некоммерческого сектора» оценили эффективность государственных программ поддержки деятельности СО НКО – как «скорее эффективные», в то время как около 20% указали на их неэффективность. 31.39% опрошенных указали на незначительную динамику государственной поддержки экономического развития некоммерческого сектора или ее отсутствие. При этом к основным административным барьерам, препятствующим развитию деятельности СО НКО, приносящей доход, обеспечивающей финансово-экономическую стабильность организации, отнесли:  отсутствие единой государственной политики, направленной на поддержку развития предпринимательской деятельности СО НКО (16.47%); низкую эффективность реализации государственных программ, направленных на поддержку развития предпринимательской деятельности СО НКО (13.99%), отсутствие длинных государственных инвестиций для создания и развития инфраструктур поддержки СО НКО в сфере предпринимательской деятельности и оказания социальных услуг (13.43%), отсутствие механизмов, обеспечивающих материально-техническую поддержку (11.52%). Участники Конференции также обозначили, что для большинства СО НКО бюджетный источник в виде грантов и субсидий не является основным. К основным источникам, обеспечивающим деятельность организации, 33.88% опрошенных организаций отнесли поступления от доноров и из иных внебюджетных источников, в т.ч. частных пожертвований, 23.07% указали на средства от ведения собственной предпринимательской деятельности, 13.81% — на средства от оказания социальных услуг. Приведенные сведения свидетельствуют о том, что многие организации заинтересованы в развитии собственной деятельности, приносящей доход. Так, из числа участников мониторинга 78.62% указали на то, что учредительными документами организации предусмотрено ведение деятельности, приносящей доход, однако лишь 33.69% из них ведут эту деятельность. К основным препятствиям ведения деятельности, приносящей доход, организации отнесли: отсутствие материально-технической базы — 25.85%, отсутствие льгот по сравнению с государственными организациями и представителями малого и среднего бизнеса — 17.15%, большой объем отчетных документов — 16.06%. Руководители некоммерческих организаций Москвы посетовали на отсутствие в Москве инфраструктуры по поддержке предпринимательской деятельности СО НКО, отсутствие обучающих программ для сотрудников СО НКО по вопросам оказания социальных услуг. Преобладающее число опрошенных в ходе мониторинга в рамках Проекта «Экономика некоммерческого сектора» руководителей СО НКО, заинтересованных в расширении деятельности, приносящей доход, оценили поддержку предпринимательской деятельности и социальных услуг СО НКО как «Абсолютно не эффективной» или «Не эффективной» со стороны:

Государственных бюджетных учреждений — 50% (при этом порядка 28% затруднились ответить);

Муниципальных учреждений (организаций) — 53% (при этом порядка 30% затруднились ответить);

Торгово-промышленных палат — 48% (при этом порядка 44% затруднились ответить);

Негосударственных ресурсных центров — 41% (при этом порядка 38% затруднились ответить);

Образовательных учреждений — 46% (при этом порядка 34% затруднились ответить);

И других инфраструктур: бизнес-инкубаторы, технопарки – оценка «эффективно» по всем структурам не превышала у 7% опрошенных. Эффективность бизнес-структур была оценена как «абсолютно эффективная» и скорее эффективная» порядка 22% респондентами.

В тоже время привлечение НКО к оказанию социальных услуг в бюджетной сфере – это основной путь повышения доли третьего сектора в экономике и улучшения качества социального обслуживания. Кроме того, предоставление платных услуг является одним из основных источников формирования финансово-экономической устойчивости организации.

По мнению участников Конференции, у московских СО НКО есть очевидные преимущества. Речь, безусловно, не идет о том, чтобы полностью отказаться от государственных учреждений, но поставлена цель задействовать потенциал и возможности СО НКО – так, как это уже давно принято во многих странах, в начале статьи приведены хорошие показатели ВВП западных государств. Именно социальные услуги СО НКО наиболее востребованы населением.

Государство взяло курс на активное привлечение СО НКО к оказанию населению услуг в социальной сфере, предоставляемых за счет бюджета. Выступая на форуме «Сообщество» в Москве в ноябре 2017 года, Президент России В.В. Путин сказал, что «нужны тысячи таких организаций по стране, которые готовы брать на себя ответственность, выступать надежным партнером государства в социальной сфере». Была поставлена цель направлять в СО НКО 10%, а в 2019 г. до 20% бюджетных средств, выделяемых на социальную сферу, для этого сформирована основная нормативная база.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в регионах формируются реестры поставщиков социальных услуг и реализуется программа поэтапного доступа НКО к бюджетным средствам на оказание услуг гражданам в социальной сфере. Основным документом в этой области выступает «Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016–2020 годы».

Руководители НКО Москвы обеспокоены, что в столице подобная Комплексная программа в работу пока не запущена.

Президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ напомнил участникам Конференции, что в ноябре 2018 года Минэкономразвития России на форуме «Сообщество» обнародовало результаты рейтинга субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг». Главный смысл состоит в том, что тем НКО, которые оказывают социальные услуги надлежащего качества, предоставляется право на приоритетное получение государственной поддержки и доступ к бюджетным средствам. С 2017 года идет формирование реестра СО НКО – исполнителей общественно полезных услуг. На середину 2019 г. в него включена только 171 организация.

По итогам мониторинга и тематических экспертных сессий, проведенных в рамках Проекта «Экономика некоммерческого сектора» и озвученных на Конференции, был выявлен целый ряд проблем, тормозящих развитие этой сферы.

В первую очередь общественники высказывают своё мнение о несовершенстве правовой базы. На сегодняшний день отсутствуют четкие механизмы предоставления льгот и преференций для СО НКО – исполнителей общественно полезных услуг (ИОПУ). По сути дела, вхождение в реестр является для СО НКО знаком качества, но пока не дает особых преимуществ – они должны определяться административными регламентами в регионах, но такие регламенты мало где сформированы. Не реализуется положение федерального закона, согласно которому органы государственной власти и местного самоуправления должны оказывать поддержку СО НКО – исполнителям общественно полезных услуг в приоритетном порядке (в региональных нормативно-правовых актах порядок приоритетной поддержки СО НКО – ИОПУ не раскрывается либо включаются общие положения, которые не предусматривают никаких конкретных преимуществ для СО НКО – ИОПУ).

Отмечено неравенство конкурентных условий для выхода СО НКО на рынок соцуслуг по сравнению с организациями малого и среднего бизнеса – у некоммерческих организаций нет возможности получения заемного финансирования, льготного кредитования, нет доступа к инфраструктуре поддержки и др. Кроме того, НКО не могут получать имущественную поддержку на безвозмездной (льготной) основе в случае получения ими возмещения за оказанные социальные услуги.

Помимо законодательных, налицо ряд административных барьеров. В первую очередь, речь идет о передаче услуг СО НКО через перерегистрацию бюджетных организаций в некоммерческие. Отмечено также, что малым НКО, которые оказывают небольшой набор услуг, не удается войти в число поставщиков соцуслуг вследствие ориентации органов власти на тех поставщиков, которые оказывают комплексные услуги как бюджетные учреждения.

Кроме того, как показывает практика, профильные бюджетные структуры не заинтересованы в расширении количества пользователей социальными услугами и в первую очередь из категорий, отнесенных к социально незащищенным категориям населения.

Также остается целый ряд технических пробелов, которые затрудняют участие НКО в оказании соцуслуг на конкурентной основе. Представители некоммерческих организаций говорят об отсутствии методики тарифицирования новых, в том числе инновационных услуг НКО в отраслях социальной сферы. Отсутствует возмещение за оказание срочных социальных услуг, стандарты по многим соцуслугам, в том числе включенным в перечень общественно полезных услуг. Компенсации за сделанную работу часто не покрывают даже минимальные расходы организации. Формально государственные соцучреждения финансируются исходя из этих же тарифов. Но, помимо этого, государство берет на себя многие их расходы: за помещение, административные и так далее. У СО НКО такой поддержки нет. Тариф, порой, не способен обеспечить даже месячную зарплату специалиста, не говоря уже о покрытии счетов за помещение, средства производства, связь, транспорт.

Кроме того, при передаче соцуслуг СО НКО не предоставляется необходимая материально-техническая база. Также был отмечен огромный объем бумажной отчетности СО НКО – поставщиков социальных услуг, проблемы составления индивидуальной программы получателя социальных услуг и ряд других сложностей.

По результатам мониторинга к основным барьерам вхождения СО НКО – поставщиков социальных услуг в Реестр поставщиков социальных услуг руководителями организаций отнесено: неустойчивое материально-техническое и финансово-экономическое положение организации — 24.08%, отсутствие мотивации вхождения в Реестр — 22.23%, административные барьеры — 21.77%, отсутствие информации — 20.62%.

По мнению участников Конференции, помочь НКО конкурировать с бюджетными организациями на рынке соцуслуг призван новый законопроект Министерства финансов Российской Федерации «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Предполагается, что с принятием законопроекта СО НКО смогут преодолеть имеющийся барьер в тарификации услуг. Законопроект позволяет сделать публичной информацию о том объеме услуг, который государство обязуется предоставить, и устанавливает единые подходы к проведению отбора исполнителей. Законопроект распространяется на сферу образования, здравоохранения, соцзащиты и занятости населения, физкультуры, спорта и туризма. При этом закон будет рамочным, то есть просто введет в правовое поле два новых механизма привлечения частных организаций к предоставлению гражданам целого ряда услуг (социальный заказ и сертификат), а реализация этих возможностей будет зависеть от региональных властей.

В случае принятия закона его положения начнут применяться при формировании госзаказа на социальные услуги на 2020 и последующие годы, а проведение конкурсов с участием СО НКО на электронных площадках – с 2024 года. За это время профильные ведомства должны разработать массив нормативно-правовых актов, необходимых для исполнения закона. К сожалению, до настоящего времени этот документ на принят.

В качестве предложений и рекомендаций в адрес некоммерческих организаций, заинтересованных в расширении своей деятельности в сфере оказания социальных услуг и иной деятельности, приносящей доход, Союз НКО предложил на публичное обсуждение разработанные им 14 бизнес-моделей эффективного управления организацией в современных условиях.

Кульминацией мероприятия стала Церемония награждения организаций – победителей Конкурса проектов экономических моделей и практик развития некоммерческого сектора и СО НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность и оказывающих социальные услуги, который был проведен Союзом НКО в рамках реализации Гранта.

Председатель Конкурсной комиссии, руководитель Аппарата Комитета Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь БАБИЧЕВ вручил дипломы:

А.С.Золоторевской, председателю Гильдии устойчивого развития, корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства Московской ТПП,

С.А.Налеповой, руководителю АНО РЦ «Свершение»,

Т.А.Михайловой, руководителю АНО Социально-культурный клуб «Центр внимания»,

Н.В.Розиной, руководителю АНО «Центр Устойчивое развитие»,

И.И.Макаровой, руководителю НП «Корпорации «Развитие и Совершенствование»,

А.Я.Минделю, руководителю РДЮОО «Образование. Спорт. Реабилитация»,

С.Н.Михайлову, руководителю РООИ «Алые паруса»,

Н.Г.Никитиной, руководителю АНО «Коломенский центр познавательного туризма «Коломенский посад»,

И.В.Муравлевой, руководителю ООО «Творческие мастерские «Серебряные годы»,

Г.А.Иже, руководителю РОО «Центр психофизического совершенствования «Единение»,

М.В Бурмака, руководителю Фонда «Отечество».

Проекты АНО «Спортивно-оздоровительный комплекс «Лотос», руководитель М.А. Эскендеров (г. Махачкала),  Фонда социальной поддержки населения «Святое дело», руководитель Л.К. Шубенкина (г. Пенза), НП «Технопарк “Интеграл”, руководитель С.В. Фёдоров (г. Чебоксары), Международного образовательного консорциума  «Диалог-Лингва», руководитель Л.В. Журавлева (г. Сургут) были представлены на Городской научно-практической конференции в рамках обмена опытом и удостоены Специальных дипломов конкурсного жюри.

В рамках мероприятия выступили:

Е.Г.Рахновский, заместитель исполнительного директора Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»,

В.Е.Лепский, главный научный сотрудник Института философии РАН,

В.Н.Якимец, главный научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, профессор РАНХиГС, член Объединенного экспертного совета Фонда президентских грантов, эксперт Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»,

А.С.Золоторевская, председатель Гильдии устойчивого развития, корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства Московской ТПП,

А.А.Ганин, исполнительный директор Общенационального союза некоммерческих организаций,

Д.Н.Гуц, директор Национального агентства развития и продвижения социального предпринимательства, советник министра экономического развития Карачаево-Черкесской Республики,

А.А.Кравченко, директор Ресурсного центра НКО Ленинградской области,

И.Ю.Южакова, генеральный директор АНО «Центр качества «Окно»,

Л.В.Журавлева, президент Центра гуманитарного образования «Лингва», председатель учёного совета Международного образовательного консорциума «Диалог», г. Сургут,

М.Ю.Белоусова, директор специальных краудфандинговых проектов Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО»,

С.М.Дьяков, специалист департамента работы с малым и средним бизнесом АО «Альфа-Банк»,

Р.М.Масленников, директор Агентства «Взрывной PR», к.ф.н., писатель,

Н.Г.Никитина, генеральный директор АНО «Коломенский центр познавательного туризма «Коломенский посад»,

Т.А.Михайлова, директор АНО Социально-культурный клуб «Центр внимания»,

Ю.Н.Березина, исполнительный директор Ассоциации социально-ориентированных некоммерческих организаций по развитию и реализации социально-значимых программ и проектов,

С.Г.Налепова, генеральный директор АНО «МРЦ «Свершение», член правления Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»,

И.И.Макарова, генеральный директор НП «Корпорация «Развитие и Совершенствование»,

С.В.Фёдоров, генеральный директор НП «Технопарк «Интеграл», г. Новочебоксарск,

Н.В.Розина, руководитель АНО Центр «Устойчивое развитие»

А.Я.Миндель, руководитель региональной детско-юношеской общественной организации «Образование. Спорт. Реабилитация»,

Г.А.Ижа, руководитель РОО ЦПФС «Единение».

Конференция «Экономика некоммерческого сектора: ключевые параметры развития в новых условиях» проходила в течение восьми часов с кофе-брейками и обедом от Торгового дома Общенационального союза некоммерческих организаций и получила высокую оценку, а также признание её участников.

  • ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ВСТУПЛЕНИЯ