От общественных движений до проектной деятельности в области социального заказа: восемь этапов из истории НКО или кем мы были и кем стали

13 Авг
0

Гранты, конкурсы, субсидии, благотворительные проекты как еще НКО получают и ищут средства на реализацию своих идей, проектов и инициатив? Почему, чтобы получить средства на реализацию проекта НКО участвуют в конкурсах и как мы докатились до такой жизни?

В 1996 году в России был принят закон «О некоммерческих организациях» ФЗ №7. Это основной документ, регламентирующий деятельность некоммерческих организаций, которые негласно принято называть «третьем сектором».

Сегодняшняя жизнь НКО похожа на марафон, который проходит под слоганом «Быстрее, сильнее, выше». От количества конкурсов, грантов и бесконечных проектов уже кружиться голова и как говориться не знаешь куда податься. Так выглядит наша сегодняшняя жизнь, а что было до?

Оказывается некоммерческие организации начали плодиться не сегодня, а существовали еще много веков назад.

 

В далекие, далекие времена то, чем сейчас занимаются НКО во всех районах Москвы и субъектах по всей России (это мы про общественную нагрузку и важную социальную роль), раньше выполняли общественные и религиозные организации, общественные движения, учреждения, партии, союзы, молодежные, детские объединения и другие объединения. Работу они проводили такую же, также помогали нуждающимся, организовывали семинары и беседы и наставляли окружающих на путь истинный, просто исходила инициатива от партии и государства. Экономика была не рыночная и направляли всю необходимую помощь централизованно.

Некоммерческие организации можно назвать некими индикаторами, которые свидетельствуют об уровне во всестороннего развития государства как центра экономических и социальных отношений. История становления некоммерческих организаций России непосредственно связана с историей той страны, в которой они существуют.

С учетом особенностей временных эпох в журнале «Некоммерческие организации в России»( №5, 2012 г.) Грищенко Ю. И, автор статьи об этапах становления некоммерческих организаций в России выделяет восемь этапов в истории становления некоммерческих организаций в России: 

1 этап – древние века – до XVI в. Зарождение некоммерческих организаций можно соотнести с основами на которых базировались племенные традиции, выработанные в древние века в процессе общения людей. Этические нормы закреплялись и впоследствии были сформулированы в виде религиозных догматов – заповедей. Затем долгое время формировались отдельные общины, сообщества, а также общественные движения. Вскоре люди поняли, чтобы продвигать общественные ценности нужно собирать средства на их реализацию. Обозначилась благотворительность, а активно развиваться на Руси она начала с принятием христианства и носила религиозный характер. Основными законодательными актами, регламентирующими благотворительную деятельность, были церковные уставы и положения.

2 этап – До середины XVI в. церковь собирала средства на благотворительность, государство не противилось и необходимости в нормативно-правовом урегулировании этой деятельности не было. При Иоанне Грозном в 1551 г. в постановлении Стоглавого собора «попечение о бедных признается делом общества, которое доставляет средства на него». Собор признает необходимым регулировать обязанности общества через закон, однако  систематическая законодательная деятельность в этой области все-таки еще не сложилась.

3 этап – время царствования императрицы Екатерины II (1762–1796). В этот период выделяются негосударственные организаций, которые не выступали от института церкви. В 1775 г. вышел указ о возложении на сельские и городские общины и приходы была обязанности кормить своих подопечных, не допуская их до нищенства, а на полицейские власти – наблюдать за исполнением закона. В 1785 г. создаются городские участковые попечительства, в ведение которых передаются благотворительные учреждения. Екатерина II положила начало созданию в России благотворительных обществ, которые впоследствии стали институционной основой современного некоммерческого сектора.

4 этап – середина XVIII в. – 1861 г. Становление общественных объединений институционального характера, осуществляющих благотворительные виды деятельности. Супруга Павла I – Мария Федоровна в течение 30 лет основала целую сеть благотворительных заведений. В 1854 г. эти благотворительные заведения были объединены в «Ведомство учреждений императрицы Марии» (ВУИМ).

5 этап – 1861–1917 гг. Становление некоммерческих организаций.

В Москве к концу XIX в. насчитывалось около 500 частных и благотворительных организаций, но они были разбросаны по разным министерствам и ведомствам. Это приводило к дублированию деятельности, неравномерному распределению усилий. 28 апреля 1886 г. состоялся первый съезд благотворительной общественности. В 1900 г. был создан Московский государственный благотворительный совет, задачами которого были разработка необходимых мер по согласованию и объединению деятельности городского попечительства с деятельностью всех благотворительных учреждений столицы.

17 октября 1905 г. создание добровольных организаций было оформлено законодательно. Революционное движение, набирающее свои, использовало данные организации для реализации своей программы . К 1910 г. в России было уже 4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений.

6 этап – 1917–1980 гг. Период застоя в развитии некоммерческих организаций в России. После 1917 г., в условиях абсолютного доминирования государственной собственности, третьему сектору, по существу, не находилось места в экономике.

К началу 1918 г. были созданы Наркомат государственного призрения и Наркомат социального обеспечения, которым были переданы все полномочия в области общественного призрения и декретами которых были ликвидированы почти все крупные дореволюционные благотворительные организации.

В этот период органы власти разрабатывали механизм контроля и надзора за добровольными объединениями. Большая их часть была направленна на поддержку следующих направлений: научнотехнического, культурно-просветительского, национального, по работе с детьми и подростками и других.

Первым нормативным актом в этой области было постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 6 января 1930 г. «О порядке учреждения и ликвидации Всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли» и положение «О добровольных обществах и союзах», утвержденное постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 г. Однако законодательство о «некоммерческих организациях» не развивалось и остановилось на форме «общественных организаций».

Понятие «некоммерческие общественные организации» появилось в 1932 г. Формирование этого термина обусловлено тем, что в это время круг общественных организаций, в особенности занимающихся благотворительностью, сократился до минимума. Оставшиеся организации были глубоко политизированы, а их деятельность сводилась к решению политических задач.

В конце 50-х – начале 60-х гг. произошел новый подъем общественной активности в сферах науки, культуры, образования. Например, с 60-х гг. в стране начало формироваться своего рода единое молодежное пространство, в рамках которого наряду с официальными институциональными форумами получали развитие различные самодеятельные инициативы социального характера.
1. Комсомол, имевший право представлять интересы всей молодежи.
2. Профсоюзы, организованные по отраслям народного хозяйства.
3. Кооперации, включая колхозы и распределительные кооперативы, которые, согласно Конституции, также рассматривались в качестве общественных объединений.
4. Творческие союзы (писателей, композиторов, архитекторов, художников, кинематографистов и т. д.), которым предоставлялись определенные привилегии в распределении жилья, отпусков и пенсий.
5. Добровольные объединения, начиная с тех, которые финансировались непосредственно партией (например, общество «Знание», Комитет советских женщин, Добровольное общество охраны природы, Общество охраны памятников истории и т. п.).

7 этап – 1980–1995 гг. Возрождение «третьего сектора». До середины 80-х гг. в стране не было ни одного экологического клуба, а к концу 80-х гг. их число достигало несколько десятков; возникали сотни молодежных жилищных комплексов, подростковых, семейных клубов, групп милосердия и т. д. В 1960 г. в стране была создана одна студенческая дружина охраны природы, в 1970 г. – 11, в 1985 г. – 96, в 1987 г. – 121.

В 1990 г. был принят закон СССР «Об общественных объединениях». Он носил предельно общий характер и не определял основные формы деятельности общественных объединений, что привело к возникновению большого числа неясностей в работе некоммерческого сектора.

8 этап 1995 г. – начало 2000 гг. Формирование российской системы законодательства о некоммерческих организациях. До 1995 г. на территории России действовал Закон СССР «Об общественных объединениях» (принятый в октябре 1990 г.), в дальнейшем на его основе был разработан одноименный Закон РФ, который вступил в действие 22 мая 1995 г.

В 1995–1996 гг. был выпущен ряд законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций. Основы деятельности некоммерческого сектора на территории России заложил Федеральный закон РФ №7 «О некоммерческих организациях», вступивший в силу 12 января 1996 г. Также к блоку новых законов относятся Федеральные законы «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и новый закон «Об общественных объединениях». Данные законы можно рассматривать как базовые, определяющие основные понятия для различных направлений деятельности некоммерческого сектора.

Со этого периода началось создание на официальной правовой базе сети социально-культурных учреждений и фондов – школ, театров, домов призрения, библиотек, музеев – в том числе через привлечение имущественных и финансовых вкладов учредителей (граждан и частных коммерческих предприятий, банков и др.). За 90-е гг. число зарегистрированных негосударственных некоммерческих организаций в России составило почти 275 тыс., а по состоянию на начало 2000 г. в нашей стране было официально зарегистрировано около 485 тыс. некоммерческих организаций.

К концу 1990-х годов определилась тенденция к сокращению форм и методов государственной поддержки некоммерческого сектора, а также к сужению областей их применения. Это заметно ухудшило положение некоммерческих организаций.

В 2002 г. – до настоящего времени государство начало работу по введению налоговых льгот для НКО. В 2010 году в соответствии с новыми законодательными закреплениями получила распространение новая разновидность некоммерческих организаций – социально ориентированные некоммерческие организации.

С 1 января 2011 г. начался очередной этап реформы государственных (муниципальных)  учреждений, предусматривающий жесткое ориентирование порядка использования ими бюджетных средств (создан новый тип учреждений – казенные, бюджетные и автономные учреждения).

«Безусловно существование НКО напрямую зависит от финансовой составляющей и в этом направлении стоит отметить положительную динамику. В ФЗ №7 в статье №31 п. 5 говорится как раз о финансовой поддержке некоммерческих организаций, и предложенный механизм субсидирования, выделения грантов и участие в конкурсах, в современном обществе стал более доступным. Раньше для того, чтобы податься на конкурс организациям приходилось собирать и предоставлять кипу документов да еще и не в электронном, а в печатном виде. Сейчас чтобы представить свою работу и рассказать о деятельности достаточно заявки, нескольких документов об организации (устав и т.д.) и конечно же сам проект, и все это принимают в электронном виде», — рассказывает Светлана Гладкова, Руководитель Департамента государственной политики Общенационального союза некоммерческих организаций.

На сегодняшний день стоит отметить не просто положительную динамику в развитии некоммерческого сектора, но и новые направления деятельности, которые благодаря техническому прогрессу и реформам в отношении «третьего сектора», открываются для многих НКО. Раньше при словосочетании проектная деятельность бросало в дрожь, перед глазами представала сплошная бюрократия. Но и это страшное время прошло и сейчас многие некоммерческие организации можно назвать чуть ли не лучшими специалистами по созданию проектов.

Общенациональный союз некоммерческих организации помогает всем НКО повышать свои знания в области социального проектирования. Записывайтесь на наши занятия по программе «Школа грантового менеджера».

  • ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

  • ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ВСТУПЛЕНИЯ

  • Share This